Фермеры Казахстана обеспокоены ситуацией с дизельным топливом
В Союзе фермеров Казахстана считают, что в ситуацию пора вмешаться Главе государства, так как ни правительство, ни парламент, ни национальная палата предпринимателей «Атамекен» не в силах решить вопрос удешевления дизельного топлива.
Нефтегазовый сектор, считают в крупнейшем аграрном объединении страны, стал неким государством в государстве, повлиять на который государство, по сути, не в состоянии. Иначе вопрос удешевления ГСМ решился бы давно и системно. Торговля и ежегодные споры вокруг нескольких тенге с литра солярки – это не государственный подход, считают в СФК. Пришла пора решить вопрос принципиально на несколько лет вперед, чтоб каждый фермер в стране не переживал о том, где и по какой цене возьмет солярку.
«Мы считаем, что необходимо решить вопрос принципиально, системно. На правительственном уровне. Необходимо рассчитать реальную потребность для сельского хозяйства, так как те 370 тысяч тонн, якобы удешевленного топлива – это в два-три раза меньше реальной потребности. Так как не учтены объемы для животноводов, для овощеводов, для производства кормов. Кроме того, чтобы посеять и убрать, есть много других операций на полях, которые необходимо выполнять- вроде зяби, снегозадержания, культивирования, химобработки, парования и других технологических операций где нужна солярка.
От нас требуют эффективности, высокой производительности. Президент говорит, что сельское хозяйство должно стать драйвером экономик. Но как всего этого достичь, если фермеру буквально не на что всю положенную технологию соблюдать!? А исключение каждой такой операции – это потери 2-3 центнеров с гектара. Все оправдания, что это рынок и так далее – это все для белого бычка… это недееспособность или нежелание высших государственных менеджеров решать наболевший вопрос ключевой отрасли. Это самоустранение от проблем половины населения страны, так как от состояния дел в сельском хозяйстве зависит жизнь всего села», — считает глава небольшого крестьянского хозяйства из Акмолинской области Сергей ЕРИН.
По словам фермера, сегодня и операторы и, что самое обидное, чиновники пытаются делать крайними именно фермеров, которые забирают объемы удешевленного топлива не полностью, а только 90-95 процентов. Поэтому якобы особого смысла в удешевлении больших объемов нет. На самом деле, говорит Ерин, так прописаны «правила игры», что фермер заведомо проигрывает. В частности, операторы с молчаливого согласия государства выставляют требование, что фермер должен забрать свой объем до определенного срока, а пока аграрий оформляет кредит для покупки того же топлива, сроки истекают. В конечном итоге виноват сам фермер, который вовремя не успел оформить кредит из-за бюрократии, созданной теми же чиновниками. Замкнутый круг, который необходимо раз и навсегда разорвать.
«Мы знаем, что объемы, которые у оператора не успел в рамках кабального договора забрать фермер, оператор продает уже по рыночной цене. И государство смотрит на это сквозь пальцы. Необходимо установить жесткие правила, что с весны до осени фермер может забрать положенный ему объем удешевленной солярки, когда ему удобно, когда есть возможность. Всё! Без ограничений по срокам.
Что касается цены на солярку, то необходимо один раз принять волевое решение и установить четкий коридор фиксированной цены с ежегодным подорожанием, но не выше уровня инфляции. Как это сделать-это вопрос правительства, либо за счет акцизов, либо за счет налоговой политики. Есть постановление Правительства РК №500 в которое необходимо внести изменения, позволяющие государству регулировать цену на дизтопливо на время посевной и уборочной. В любом случае, государству необходимо держать цену для аграриев на 50 процентов ниже чем рыночная, либо продавать фермерам по рыночной цене, но субсидировать 50 процентов её стоимости, как это делается сегодня с минеральными удобрениями. Тогда прекратятся все эти бесконечные споры и вообще бардак в этой сфере. Кто-то считает, что это не рыночно – держать цены на солярку. Да, может быть. Но извините, помогать частным банкам из денег Нацфонда – это тоже не совсем «рыночно», но государство пошло на это якобы из-за социальной значимости банковской сферы, а сельское хозяйство – это не социальнозначимая отрасль?!», — задается риторическим вопросом фермер.
Фермер считает, что ситуация абсурдная, когда 95-й бензин премиум класса, который тоже в «свободном плавании» стоит дешевле дизтоплива. При этом дизельное топливо – это такой же «социальный» вид топлива, как и 92-й бензин, так как все работы на селе на 90 процентов «завязаны» на солярке — это не только сельхозпроизводство, но и вывозка мусора, и содержание дорог, и сенокос, и вспашка огорода, и доставка угля и так далее. Солидарность фермеров в этом вопросе не вызывает сомнений. Как признают сами фермеры, вопрос стоимости солярки одинаково важен абсолютно для всех фермеров, независимо занимается он ведением своего хозяйства на севере страны или на юге, занимается он растениеводством или животноводством, большая у него площадь пашни или небольшая.
«В 2016 году к уборке литр солярки у нас стоил 92,4 тенге, в 2017 году уже 127 тенге, а в 2018 году уже 161,8 тенге за литр. То есть за два последних года стоимость солярка выросла на 171 процентов. При этом дизельное топливо занимает от 20 до 30 процентов в себестоимости продукции. Вместе с тем, как в 2016 году тонна сахарной свеклы стоила 17 000 тенге, такая же цена на свеклу и в этом году. И это только солярка, хотя вместе с ней подорожали запасные части, химия, зарплату рабочим также нужно поднимать. Поэтому без вмешательства государства этот вопрос не решить», — солидарен с фермером из Акмолиснкой области его коллега с юга страны – фермер, председатель Алматинского представительства Союза фермеров Казахстана Акшабай КЕРИМБЕКОВ.
В Союзе фермеров Казахстана убеждены, что для развития отрасли паритет, или соотношения цен на солярку и пшеницу должен быть максимум 1/3, то есть стоимость тонны топлива не должны быть более чем в 3 раза дороже тонны пшеницы. Такое соотношение было даже в кризисные 90-е годы, и когда пропорция стала превышать 1/4, хозяйства стали банкротиться пачками. Сегодня, в годы стабильности и процветания, накануне взлета страны в ТОП-50 мирового рейтинга по конкурентоспособности, фермеры страны поставлены на колени, так как цена тонны солярки почти в 5 раз выше цены за тонну пшеницу.
«Да, если бы пшеница сегодня стоила 70-80 тысяч тенге за тонну, мы не поднимали бы вопрос с соляркой, и я ее спокойно покупал бы по 205 тысяч за тонну, как мне ее сегодня предлагают. Но когда цена не по нашей вине стоит на 42- 45 тенге-то извините. А для этого правительству, всевозможным институтам развития необходимо хоть немного работать, а не протирать дорогие штаны. Необходимо работать над экспортом, над логистикой, снимать на правительственном уровне имеющиеся нестыковки в сертификации, работать и внедрять альтернативные варианты поставки зерна на мировые рынки. Рядом есть Китай, есть Турция, есть среднеазиатский регион. Если будет доступ к мировым рынкам, будет сбыт по справедливым ценам, тогда цена хлеба внутри страны будет как минимум 70 тысяч тенге. В этом случае, вопрос подорожавшей солярки вообще бы не стоял», — говорит Сергей ЕРИН.
Все обращения Союза фермеров Казахстана в государственные органы власти, как в исполнительные, так и представительные не имели успеха, констатируют в СФК. Поэтому осталось только два пути:
Первый, обратиться к Главе государства, чтобы он политической волей раз и навсегда закрыл этот вопрос, приняв решение о ежегодном выделении 1 млн тонн удешевленного дизельного топлива для АПК. Механизмы и пути исполнения этого решения должны будут выработать уже в правительстве, с непосредственным участием бизнеса. Либо через налоговую политику, либо через субсидирование.
Второй путь, оставить всё как есть и пустить на самотек. В этом случае все меры господдержки АПК будут неэффективными, так как себестоимость произведенной продукции только растет из-за дорожающего топлива.
«Мы не раз обращались в Правительство РК. Но даже если в Минсельхозе к нашему вопросу относятся с пониманием, но тут же расписываются в собственном бессилии. Минэнерго, определенно на стороне нефтегазового бизнеса и находят 545 различных отговорок, чтоб не поднимать и не решать этот вопрос. Нас же делают крайними. От имени Союза фермеров мы обращались в партию «Нур-Отан» к г-ну АШИМБАЕВУ, обращались к г-ну ТОКАЕВУ в Сенат, г-ну НИГМАТУЛИНУ в Мажилис, обращались в НПП г-ну КУЛИБАЕВУ, все наши региональные представительства обращались к депутатам Парламента РК избранным в их регионах. В лучшем случае в ответ пришли никчемные отписки, в худшем – игнорирование. Более того, на одном из заседаний в Акмолинской области наш представитель Канат СУЛЕЙМЕНОВ напрямую задал вопрос по ГСМ главе НПП Тимуру КУЛИБАЕВУ по поводу себестоимости дизельного топлива.
Союз фермеров предоставил расчеты себестоимости пшеницы в разных регионах, и мы хотели получить аналогичную информацию по дизптоливу. Тимур Аскарович ответил, что в этом нет никакого секрета и обещал, что информация будет предоставлена. Прошло почти 3 месяца – тишина. Если уж люди такого ранга и авторитета, как глава Правительства РК, как депутаты парламента, как глава Национальной палаты предпринимателей – все они не могут или не хотят решать проблемы аграриев, тогда что делать нам? Самое обидное, что нас чиновники постоянно потакают и тыкают носом в эффективность производства, в производительность, но хотелось бы спросить: Господа, а где ваша эффективность? Где ваша производительность? Почему вы не отрабатываете те зарплаты, которые получаете? Почему не оправдываете тех надежд и доверия, которое вам оказали Глава государства и простые граждане, раз уж вы там сидите? Почему механизатор или пастух, которые с 5 утра и до 12 ночи на ногах даже не мечтает о той зарплате, которую вы получаете?», — не может сдержать эмоций глава Союза фермеров Казахстана Ауезхан ДАРИНОВ.
В Союзе фермеров Казахстана уверены, что после того как от решения проблемы самоустранились депутаты парламента и Национальная палата предпринимателей, получающая к слову немалые членские взносы от предприятий нефтегазового сектора, а «полумеры» правительства абсолютно неэффективны остается только направить обращение к Главе государства. Иначе ситуация с дорожающим топливом ведет сельское хозяйство к масштабному кризису.
РОО «Союз фермеров Казахстана»
Алихан КЕНЖЕ