ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАЗАХСТАНСКОГО СЕЛА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Одним из приоритетных направлений развития экономики Республики Казахстан является развитие сельских территорий. Сегодня Казахстан рассматривается как территория со значительным удельным весом сельского населения и трудовых ресурсов, сохраняющая такую тенденцию в течение длительного времени, и создание нормальных условий для их жизнедеятельности имеет важное значение. Продолжавшийся на протяжении 10-летий процесс измельчения сельской поселенческой сети (более половины – малочисленные, с населением менее 500 чел., где проживало 9,8% сельского населения), затруднял социальное обустройство сельских территорий, что приводило к миграционному оттоку трудоспособного населения, особенно молодежи, из села в город и неизбежности урбанизации населения. В сельских территориях до сих пор сохраняются социально-экономические диспропорции между уровнем и качеством жизни. В настоящее время в сельских территориях проживает 42% населения страны. С учетом особенностей развития агропродовольственного сектора и роста доходов от сельскохозяйственной деятельности, имеющийся переизбыток сельского населения является одной из причин сдерживания роста уровня жизни населения, что осложняет планирование устойчивого развития страны.
В рамках Целей развития тысячелетия Казахстан принял на себя обязательство решить ряд задач, направленные на улучшение условий жизни и повышение благосостояния граждан. Актуальность и приоритетность данного направления подтверждается реализацией государственных программ, ориентированных на принятие мер по созданию нормальных условий жизнеобеспечения села (аула) на основе оптимизации сельского расселения за счет концентрации населения в экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности территориях, обеспечению роста потенциала сельских территорий через интегрирование программ сельского развития.
На первом этапе развития сельских территорий республики (1991-2003 гг.) принята «Государственная программа социально-экономического развития «АУЫЛ» на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2000 г.», в рамках которой впервые проведено масштабное социологическое исследование сельских районов, причисленных согласно типологии 1997 г. к разряду депрессивных. При техническом содействии ПРООН апробированы методология и критерии классификации всех сельских районов страны («сильные», «средние», «слабые»). Выявлены реальные масштабы переселения из слабых, депрессивных районов на основе сопоставлений миграционных установок, упразднены около 300 неперспективных малонаселенных сельских населенных пунктов (СНП).
На втором этапе (2004-2014 гг.) проведена классификация и паспортизация всех СНП по группе критериев, характеризующих уровень социально-экономического развития. С принятием Закона «О государственном регулировании развития АПК и сельских территорий» [1] и Государственной программы развития сельских территорий на 2004-2010 гг. [2] связано улучшение качества жизни сельских жителей посредством развития их производственного и общественного потенциала, эффективного использования природных ресурсов. Для республики характерны крупные и средние типы расселения, сохранившие социальную инфраструктуру и ставшие сельскохозяйственными центрами. Меры господдержки направлялись на развитие инфраструктуры жизнеобеспечения, прежде всего, в СНП с высоким потенциалом развития, обеспечивающим необходимый уровень доходов сельских жителей.
Следующий этап связан с принятием Государственной программы развития регионов до 2020 г. [3], где дальнейшее развитие сельских территорий предусматривается на основе определения опорных сельских населенных пунктов (ОСНП). Опорным каркасом системы расселения становятся крупные городские агломерации и тяготеющие к ним сельские районы, формирующие зоны высокоорганизованной урбанистической среды жизни. Развитие таких населенных пунктов осуществлялись в рамках единой программы развития регионов с разработкой индивидуальных Комплексных планов развития ОСНП, предусматривающих меры по расширению и модернизации действующих производств, развитию малого и среднего бизнеса, объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительство жилья, развитие государственных, финансовых, сервисных и иных услуг.
Нынешний этап развития сельских территорий характеризуется активизацией процесса повышения уровня и качества жизни населения, модернизацией социально-экономической инфраструктуры СНП, обеспечивающей проживание сельского населения в селах, отвечающих современным стандартам качества жизни. В настоящее время в республике насчитывается более 6,6 тыс. СНП, в которых проживает почти 8 млн. человек. За последние 15 лет количество сел в стране уменьшилось на 474 единиц. Сокращение количества сельских населенных пунктов стало предпосылкой их объединения, присвоения статуса поселков с населением свыше 10 тыс. человек, что в свою очередь привело к увеличению сел с высоким и средним потенциалом развития, имеющих развитую социально-производственную инфраструктуру. Согласно критерию определения социально-экономического развития 1314 СНП соответствует высокому потенциалу развития, 4795 – среднему и 460 — низкому. За рассматриваемый период число СНП с высоким потенциалом развития увеличилось (с 14 до 20%), а средним (74 до 73%) и низким (с 12 до 7%) уменьшилось.
В последние годы в целях обеспечения эффективной занятости рабочей силы и повышения жизненного уровня на селе разработан ряд социально-экономических программ. В рамках «Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» принята «Дорожная карта занятости 2020» [4], направленная на создание новых рабочих мест, повышение доходов населения путем содействия продуктивной занятости с вовлечением самозанятого, безработного и малообеспеченного населения. Доля сельского населения, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, снизилась с 34,2% в 2000 г. до 4,5% в 2017 г., а населения, имеющих доходы ниже продовольственной корзины — с 3,2% до 0,3%.
Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 гг. «Еңбек» [5] направлена на повышение занятости сельского населения в малом и среднем предпринимательстве. Сочетание этих программных документов с прорывными проектами «Программа индустриально-инновационного развития республики на 2015–2019 гг.» [6] и «Программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020″» [7] способствовали расширению бизнес инициатив предпринимателей в сельских населенных пунктах, стимулировали рост рабочих мест и спрос на труд в сельской местности.
Решение проблем развития села зависит от эффективности политики государства в сфере АПК. Поэтому особое внимание уделяется вопросам будущего казахстанского села, стратегии социальной политики и развития инфраструктуры на селе. Большие надежды связаны с реализацией спецпроекта «Ауыл — Ел бесігі» [8], нацеленного на модернизацию социально-экономической инфраструктуры села, обеспечивающей проживание населения в СНП, отвечающего современным стандартам качества жизни. Целевые индикаторы: к 2021 г. — улучшение условий жизни сельского населения до 64% против 57% в 2018г.; к 2030г. обеспечить не менее 80% сельского населения современными стандартами качества проживания на селе, рост объемов продукции товаров и услуг не менее, чем в 2,5 раза по сравнению с 2017г.
Кроме того, меры по инфраструктурному развитию сельских территорий реализуются в рамках действующих отраслевых программ развития образования, здравоохранения, “Ақ бұлақ”, ЖКХ и др. Так, в рамках госпрограммы образования в сельской местности предусмотрено строительство и реконструкция 85 объектов образования на общую сумму 27,4 млрд. тенге, в т.ч. 63 школ, 17 детских дошкольных учреждений, 4 профтехлицеев; по развитию объектов здравоохранения — строительство 100 медучреждений на общую 17,3 млрд. тенге. В рамках программ “Ак Булак” и развития ЖКХ предусмотрено строительство и реконструкция 168 объектов водоснабжения на сумму 34,4 млрд. тенге, газоснабжение 14 сельских населенных пунктов на 2,5 млрд. тенге. Программой по развитию агропромышленного комплекса на 2013-2021 гг. предусмотрено увеличение физических объемов производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза, привлечение более 10 трлн. тенге частных денежных средств для развития отрасли. Параллельно реализуются социальные программы занятости, в рамках которых предусмотрено выделение 41 млрд. тенге. Реализация программ развития казахстанского села свидетельствует о том, что данный процесс развивался постепенно по мере выполнения каждой из рассмотренных проектов. В то же время выбор направлений развития сельских территорий необходимо осуществлять на основе потребностей производства и прогнозных ресурсов, спросовых и инфраструктурных ограничений, инновационной деятельности. Только объединение усилий государства, местных органов управления, науки, бизнеса способно вывести сельские территории на траекторию устойчивого социально-экономического развития. В этих условиях реализация вышеуказанных системных мер по ревитализации села позволит сформировать центры экономического роста и создать благоприятные условия для жизнедеятельности сельского населения страны.
Ч.У. Акимбекова,
доктор экономических наук, доцент
Казахский НИИ экономики АПК и развития сельских территорий