По ситуации с митингом фермеров в западном Казахстане 4 ноября, несогласных с сокращением объема субсидирования и работой системы онлайн-субсидирования через портал Qoldau.kz – позиция АО «Информационно-учетный центр»
Насколько нам известно, основные претензии аграриев, инициировавших проведение митинга, связаны с сокращением объема финансирования господдержки АПК. Основное требование аграриев заключается в повышении процента возврата по инвестиционному субсидированию (с 25 до 80%). Кроме того, фермеры требуют внесения изменений в электронную систему субсидирования, чтобы система принимала заявки на субсидирование, даже если бюджет уже исчерпан. С тем, чтобы сохранялась очередь на случай, если будет дополнительное финансирование в этом году либо уже на следующий год.
По сути поднятые митингующими вопросы напрямую не имеют отношения к деятельности АО «Информационно-учетный центр» — держателя электронной площадки Qoldau.kz, через которую ведется онлайн-субсидирование. Однако, ввиду преднамеренной и/или непреднамеренной «дезинформации» со стороны некоторых пользователей, блогеров и СМИ, проблемы субсидирования АПК связывают в первую очередь с, якобы, некачественной работой портала Qoldau.
Для четкого разделения причин и последствий, для разъяснения непосредственно «из первых уст» позиций и роли АО «ИУЦ», руководством компании принято решение направить к месту проведения митинга своих специалистов, вместе с работниками МСХ РК и местных исполнительных органов. Один из командированных в регион из столицы – главный специалист Азамат КУРМАНОВ поясняет перед началом мероприятия:
— Что касается объемов субсидирования – этот вопрос не относится к компетенции АО «ИУЦ». Это прерогатива местных исполнительных органов, то есть акиматов и центральных ведомств. Таких как Минсельхоз, Минфин и других. Возможно фермерам следовало бы обратиться с этим вопросом к депутатам парламента. Информационно-учетный центр обеспечивает техническую часть процесса. Если в Правила субсидирования будут внесены изменения, и процент возврата будет выше – технически внести изменения в программу несложно.
По словам специалиста, аналогичная ситуация и с приемом заявок «сверх» бюджета –здесь также технически внести изменения в систему – вопрос нескольких дней. Однако, система опирается на действующее законодательство — утвержденные Правила субсидирования, в которых четко установлено, что в случае превышения бюджета прием заявок останавливается автоматически. Как только будут внесены изменения в Правила – они будут внесены и в электронную Систему.
АО «Информационно-учетный центр» — инициатор внедрения и разработчик системы электронного субсидирования аграриев. Она внедрена для минимизации коррупционных рисков. Электронная очередь и публичный реестр заявок на субсидирование – основные инструменты, делающие процесс прозрачным. Сегодня пока невозможно исключить участие специалистов областных управлений сельского хозяйства в процессе субсидирования, но это вопрос времени – для полного отказа от человеческого участия в распределении субсидий необходим переходный период (2-3 года), пока процесс не будет автоматизирован на сто процентов.
Однако, уже сегодня система доказала свою эффективность и преимущества перед традиционной – «бумажной» версией субсидирования.
В первую очередь – за счет скорости обработки заявок. Суммы в несколько миллиардов тенге могут быть распределены системой за считанные часы, что было невозможно ранее (на это уходило несколько недель и даже месяцев). Процесс субсидирования сократился по времени примерно в 10 раз! Нет необходимости создавать комиссии и проводить их заседания. Однако, высокая скорость распределения средств создает ложное впечатление и рождает разговоры среди аграриев, что всё уже распределено «среди своих».
При этом мало кто из аграриев, журналистов или общественников, критикующих систему, заходит на портал и изучает реестр заявок. Вся статистика процесса субсидирования видна «как на ладони». Отметим, системой онлайн-субсидирования в 2018 году было принято и обработано 22 755 заявок от 17 тысяч аграриев (на общую сумму более 22 млрд тенге). В итоге 2018 году обработано в 1,5 раза больше заявок на субсидирование, чем в 2015, 2016 и 2017 годы, вместе взятые (!), когда действовала «бумажная» система субсидирования. То есть электронная система субсидирования существенно расширила список получателей субсидий, сделала субсидии доступней для более широкого круга аграриев.
Сегодня фермеры не согласны с тем, что по заявкам приходит много «отказов». Якобы путем манипулирования «отказами», специалисты на местах продвигают интересы знакомых аграриев и, разумеется, небескорыстно. Однако здесь нет никакой подоплеки. На самом деле для аграриев, для местных и центральных исполнительных органов – система новая, и при заполнении тех или иных форм заявок случаются несоответствия. Даже внося в систему наименование своего КХ, многие фермеры совершают ошибки. Кроме того, большое количество отказов связано с многочисленными ошибками в государственных базах данных. Портал Qoldau не является первоисточником информации. Система использует для работы данные автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра (АИС ГЗК) и государственной базы данных «Регистр недвижимости»» (ГБД РН), той же информационной системы животноводства (ИАС) и так далее.
По последней, кстати, зафиксировано большое количество жалоб аграриев относительно субсидирования приобретения племенного скота, где якобы имели место нарушения. На самом деле, при подаче заявки через ИАС (сайт www.plem.kz) очередность заявок вбивается вручную и она закрыта для пользователей, а вот при подаче заявок через Qoldau.kz – строго через электронную очередь, которая доступна на портале. Многие аграрии и общественники, не разобравшись в этом вопросе, продолжают критиковать портал Qoldau и в целом электронную систему субсидирования.
Мы понимаем, что система несовершенна. Любые конструктивные замечания аграриев и их жалобы на возможные изъяны электронной системы субсидирования тщательно проверяются. У «Информационно-учетного центра» имеются представительства в каждом регионе и там специалисты постоянно «на связи». Более того, специально под онлайн-субсидирование в АО «ИУЦ» по каждому региону выделили одного специалиста, который буквально сидит в управлении сельского хозяйства и на месте решает возникающие вопросы.
Мы благодарны фермерам за их позицию, и готовы к диалогу. В целом санкционирование региональными властями данного митинга, по важной для аграриев тематике и инициатива со стороны самих аграриев – говорят о гражданской зрелости нашего общества. Диалог должен состояться. АО «Информационно-учетный центр» надеется, что компромисс будет найден и со своей стороны мы готовы приложить для этого все усилия.
пресс-служба АО «Информационно-учетный центр»