Становление и развитие законодательства о зерне Независимого Казахстана
Законодательное регулирование деятельности в области зерна началось с принятия Закона Республики Казахстан от 19 января 2001 года «О зерне» (далее – Закон).
Так, Законом предусмотрено следующее понятие зерна – плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых, семенных, кормовых и технических целей.
Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, хранения и реализации зерна в Республике Казахстан. При этом производство зерна – комплекс агротехнологических мероприятий, направленных на выращивание зерна; хранение зерна – технологический комплекс услуг, осуществляемый на зернохранилище (элеваторе, хлебоприемном пункте), включающий приемку, взвешивание, сушку, очистку, хранение и отгрузку зерна.
Государственное управление и регулирование рынка зерна осуществляется в целях обеспечения безопасности в области технического регулирования; расширения рынков сбыта зерна; обеспечения качества зерна; поддержания на безопасном уровне фитосанитарной обстановки; оптимизации структуры зернового производства с учетом природно-климатических условий и рыночной конъюнктуры, совершенствование технологии производства, хранения и реализации зерна; формирования инвестиционной, кредитной, налоговой и таможенной политики в зерновом производстве; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества зерна; обеспечения поддержания резервного запаса зерна.
Объектами технического регулирования являются зерно и процессы его жизненного цикла. В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества зерна, участники зернового рынка обязаны предоставлять покупателям и (или) потребителям полную и достоверную информацию о показателях безопасности и качества зерна.
Зерно в зависимости от целей использования должно соответствовать комплексу требований, обеспечивающих безопасность.
Содержание потенциально опасных химических соединений и биологических объектов, остаточных количеств пестицидов и удобрений, в том числе фумигантов, вредных веществ и примесей в зерне, а также влаги не должно превышать максимально допустимый уровень значений, устанавливаемых техническими регламентами.
Собственники и пользователи земельных участков обязаны осуществлять производство зерна способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, отвечающих экологическим, строительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим и фитосанитарным требованиям, обеспечивающим безопасность зерна. Требования безопасности при хранении зерна по видам рисков устанавливаются техническими регламентами. Транспортировка зерна должна осуществляться в условиях, обеспечивающих безопасность и сохранность его качественных показателей. Зерно транспортируется в сухих, чистых, без постороннего запаха, не зараженных вредными организмами транспортных средствах.
В целях обеспечения стабильности зернового рынка государство осуществляет формы поддержки производства и реализации зерна, такие как:
— удешевление отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости элитных семян в порядке, определяемом уполномоченным органом;
— организация лизинговых поставок техники и оборудования;
— финансирование программ научных исследований по сохранению плодородия почвы;
— содействие во внедрении новых прогрессивных технологий производства и хранения зерна;
— создание условий для эффективного обращения зерновых расписок;
— удешевление отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов в соответствии с бюджетными программами;
— принятие необходимых мер по своевременному обеспечению потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах;
— подготовка кадров для агропромышленного комплекса в соответствии с государственным образовательным заказом;
— принятие мер для создания в регионах конкурентной среды по оказанию услуг по оценке соответствия в области технического регулирования;
— принятие мер по возрождению отечественного сельскохозяйственного машиностроения.
Хлебоприемные предприятия признаются товарным складом общего пользования. Договоры на хранение зерна, заключаемые ими, являются публичными договорами. Услуги по складской деятельности с выпуском зерновых расписок осуществляются хлебоприемными предприятиями на основании лицензии.
Юридическое лицо вправе получить лицензию на право осуществления деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок на одном или нескольких зернохранилищах (элеваторах, хлебоприемных пунктах) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.
Хлебоприемным предприятиям запрещается отчуждать основные средства, без которых существенно ухудшается или полностью становится невозможным осуществление ими деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок в соответствии с квалификационными требованиями по данному виду деятельности.
В целях обеспечения соответствия хлебоприемных предприятий квалификационным требованиям при лицензировании деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок, защиты интересов владельцев зерна регулирование деятельности хлебоприемных предприятий осуществляется посредством:
издания в установленном порядке обязательных к исполнению хлебоприемными предприятиями нормативных правовых актов;
инспектирования (проверок) деятельности хлебоприемных предприятий на предмет соблюдения квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по оказанию услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок, а также требований по ведению количественно-качественного учета и обеспечению сохранности зерна в соответствии с данными реестра;
наложения санкций на хлебоприемные предприятия, а также на их должностных лиц в соответствии с законодательством.
Хлебоприемное предприятие в подтверждение принятия зерна на хранение выпускает зерновую расписку в регистраторской информационной системе на основании приказа на выпуск зерновой расписки. Зерновая расписка должна содержать обязательные реквизиты. Хлебоприемным предприятиям запрещается выпуск зерновых расписок на объем зерна, превышающий техническую емкость хлебоприемного предприятия.
В Закон неоднократно вносились изменения.
Актуальные поправки были внесены Законом РК от 21 декабря 2020 года «О внесении дополнений в Закон Республики Казахстан «О зерне», которым был урегулирован вопрос по гарантированному обеспечению страны продовольственным зерном при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возмещению расходов оператора по зерновому рынку по хранению резервного запаса зерна, определению статуса и роли оператора по зерновому рынку.
Закон также направлен на содействие развитию отечественной отрасли животноводства и птицеводства путем формирования фуражного фонда, развитие семеноводства и увеличение объема производства высококачественных семян посредством формирования семенного фонда.
Таким образом, данный закон позволит повысить уровень обеспечения продовольственной безопасности страны посредством формирования резервного запаса зерна, стабилизировать внутренний зерновой рынок и содействовать развитию экспортной инфраструктуры в зерновой отрасли.