Наука и бизнес
Все чаще в деловой литературе наряду с новыми словами «стартап», «инновация» звучит и «коммерциализация». Что оно означает? Постараемся разобраться.
В развитых западных странах процесс коммерциализации имеет давнюю историю. Уже с XVIII века конкурентная борьба за рынки сбыта, с момента становления капитализма и бурного роста промышленности, сделало необходимым постоянное улучшение качества производимых товаров. Если поначалу с усовершенствованием продукции справлялись изобретатели-одиночки, то дальнейшее развитие науки и техники многократно усложнило этот процесс и уже не могло дальше зависить от энтузиазма отдельных новаторов. С того времени стали появляться специальные подразделения, в которых ученые занимаются улучшением производимого продукта с учетом потребностей и желаний потенциальных покупателей. Поскольку новый продукт дает конкурентное преимущество владельцу, возникла необходимость в защите его прав на государственном уровне. Так появился охранный документ – патент. Срок его действия может достигать 35 лет. На все это время владелец патента получает гарантию государства на монопольное использование изобретения, нового продукта. Патентообладатель вправе использовать его как в собственных нуждах, так и продавать. Тут и возникает потребность в коммерциализации как в деятельности по извлечению прибыли от практического использования научных разработок, то есть превращение их в товар.
В Научно-производственном центре зернового хозяйства имени Александра Ивановича Бараева имеется свыше 100 патентов на сорта зерновых, зернобобовых, масличных, кормовых культур, созданных усилиями ученых-селекционеров. О сложности процесса селекции сорта говорит тот факт, что на его создание требуется от 10 до 15 лет работы коллектива ученых.
Со времен Советского Союза авторы сортов получали от государства денежные вознаграждения за использование их селекционных достижений. В качестве яркого примера может служить один из основоположников казахстанской селекции Валентин Петрович Кузьмин, построивший на средства от использования его сортов школу в селе Дамса Шортандинского района.
С 90-х годов прошлого столетия, смена общественно-экономической формации нарушила старый порядок сбора вознаграждений сделав его неактуальным. До недавнего времени селекционеры не имели возможность получать денежное вознаграждение за использование их сорта – не было механизма сбора роялти. С введением 2015 году Закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», а также планомерная работа специально созданного офиса коммерциализации позволили выстроить систему получения вознаграждений от использования сортов селекции НПЦ ЗХ имени А. И. Бараева, которые собираются с элитно-семеноводческих и семеноводческих хозяйств. Нельзя сказать, что эта работа носит завершенный характер, но основные моменты процесса уже отработаны. К тому же идея о необходимости платить за использование сорта, как результата авторского труда селекционеров получает все большее распространение в среде прогрессивно мыслящих руководителей сельхозформирований. Как итог, с 2016 по 2020 год удалось повысить поступление от использования сортов в 2 – 2,5 раза с 20 до 40-50 миллионов тенге ежегодно. Основная сумма роялти поступает от сортов пшеницы: «Шортандинская 95 улучшенная», «Астана 2», «Астана», «Шортандинская 2012», «Дамсинская янтарная», ячменя «Астана 2000», житняка «Батыр». Одновременно увеличились и выплаты авторам-селекционерам в размере 30 процентов от поступлений с почти 7 до 17 миллионов тенге. Отдельные авторы или их наследники получили больше трех миллионов тенге. Все это позволяет мотивировать селекционеров на работу по созданию таких сортов, которые наиболее отвечают требованиям агробизнеса.
Дальнейшая работа офиса коммерциализации предполагает создание базы данных всех имеющихся селекционных достижений и изобретений, их описание, преимущества в сравнении с аналогами, готовность к внедрению и оценка. Это позволит любому потенциальному покупателю найти интересующий его сорт или технологию. Следующим этапом будет участия в проектах, предполагающих создание устойчивого производственного процесса с использованием научных разработок.
Экскурс в историю проделанный в начале статьи нужен для того чтобы разобраться в современных процессах коммерциализации, происходящих в Казахстане, в частности в сельском хозяйстве. К сожалению, созданное в местных научных организациях селекционное достижение или изобретение не всегда является целью исследований. Оно может быть побочным продуктом, возникшим безотносительно от нужд сельского производства, и появляется только для оправдания полученного финансирования. Большая часть таких патентов не представляет интереса для сельхозтоваропроизводителей, остается не востребованной. В результате, сначала, создается новый сорт или изобретение и только потом идет поиск его покупателей. В сравнение с примером развитых стран, у нас получается, как в поговорке «ставить телегу впереди лошади». Как итог, имеющийся большой научный потенциал исследовательских институтов используется нерационально. Возможно, это является одной из причин все большей востребованности сортов иностранной селекции.
Данная проблема уже осознана руководством аграрной науки и сейчас одной из задач офисов коммерциализации является оценка коммерческого потенциала научного проекта уже на начальной стадии его написания для участия в конкурсе на финансирование. Задача создания инновационного продукта будет рассматриваться через призму интересов агробизнеса, определение его способности конкурировать с имеющимися аналогами в стране и мире. Только после получения положительного заключения офиса коммерциализации учеными будет приниматься решение об участии в конкурсе научных проектов.
Сейчас такие этапы проходят все офисы коммерциализации, включая и наш. Будем надеяться, что этот важный момент в перестройке процесса создания инновационного продукта и его дальнейшей коммерциализации мы сможем пройти успешно.
Для справки. На сегодняшний день, как результат 65-летних научных исследований и изысканий, НПЦ ЗХ им. А.И.Бараева имеет свыше 85 патентов на селекционные достижения и технологии, обладает статусом оригинатора сортов и элитно-семеноводческого хозяйства. На реализацию широко представлены оригинальные и элитные семена сортов зерновых, зернобобовых, крупяных культур и многолетних трав. Кроме того, аттестованные подразделения оказывают услуги по анализу растениеводческой продукции (биохимический и технологический анализ зерна и муки), а также агрохимическому анализу почвы.
Более полную информацию можно получить на сайте baraev.kz, по телефону: 8 (71631) 2-30-29, либо написав на адрес электронной почты tsenter—zerna@mail.ru.
Бекешев Бауржан – главный специалист отдела экономических исследований и коммерциализации