Тесный симбиоз с университетом
Как прописная истина в ученом мире является то, что для эффективного развития инновационной системы необходимо усиление научно-исследовательской деятельности. И в этом плане значительная роль в формировании инновационной системы в республике возложена на высшие учебные заведения, ведь их основной задачей как раз таки и является обучение студентов, магистрантов, докторантов и проведение научных исследований. Однако в большинстве высших учебных заведений, в частности, осуществляющих подготовку специалистов для аграрного сектора экономики наблюдается низкий уровень исследовательской деятельности, нехватка технологических платформ, производственных площадок (опытных земельных участков) для проведения полноценных полевых экспериментов. В настоящее время большинство университетов не связаны с научными организациями, профессорско-преподавательский состав не проявляют большой интерес к научным исследованиям, что и как раз и привели к разрыву творческих связей между способными талантливыми студентами, магистрантами, докторантами и умудренным опытом исследователями из за неразумного разделения процессов обучения и научных исследований. Как свидетельствует опыт ведущих мировых исследовательских университетов, появление многих известных инновационных компаний связано с тем, что их основатели именно со студенческих лет, занимались научно-исследовательской деятельностью, развивали оригинальные идеи. Без погружения в атмосферу исследований и коммерческую культуру в стенах университетов, основатели этих компаний вряд ли смогли совершить то, что им удалось. Научно-исследовательские университеты представляют собой образовательные учреждения, обеспечивающие знаниями, умениями и навыками учащихся, а также своего рода научный полигон, основная задача которого состоит в проведении исследований, особенно в технологических областях. В ходе образования огромную роль играют два взаимосвязанных процесса: передача фундаментальных теоретических знаний и апробация их на практике; и то, и другое имеет приоритетное значение при разработке образовательных программ исследовательских университетов, т.е. исследовательский университет – симбиоз учебного и научно-исследовательских институтов.
Одним из ярких примеров на сегодняшний день можно сказать является слаженная работа Центра зернового хозяйства им.А.И.Бараева с Казахский агротехническим университетом им.С.Сейфуллина, с которым два года назад произошло слияние с еще одним научным учреждением НИИ лесного хозяйства и Северо-Казахстанской опытной станцией. В настоящее время результатом совместной деятельности является реализация 8 интегрированных научно-технических программ с привлечением ведущих ученых университета и научно-исследовательских институтов. Сегодня находясь в тесном взаимодействии с университетом, коллектив НПЦ ЗХ им. А.И. Бараева является интегрированным научно-образовательным центром совместно с другими дочерними организациями, осуществляет проведение научных исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для аграрного сектора экономики. За эти два года совместно с университетом создан Центр компетенции обучающихся, где прошли научную стажировку, исследовательскую и профессиональную практику более 50 магистрантов, 10 докторантов, и 120 студентов КАТУ им. С. Сейфуллина по образовательным программам «Агрономия», «Почвоведение и агрохимия», «Защита и карантин растений», «Селекция и семеноводство», а молодые преподаватели производственную стажировку в лабораториях и производственных стационарах. Они смогли принять участие во всех технологических процессах возделывания, закладки и проведения полевых опытов, методике создания новых перспективных сортов сельскохозяйственных культур. Совместно реализуют используя технологические платформы университета и дочерних организации научно-технические программы по бюджетным программа МСХ и МОН РК и с хозяйствующими субъектами АПК РК. Вместе с тем, научные сотрудники Центра привлечены к руководству дипломными работами, магистерскими и докторскими диссертациями. Другими словами, интеграция науки –образования и производства становится еще более тесной и эффективной.
Для дальнейшего продвижения намеченных стратегических задач и достижения устойчивого финансового положения Центра начато совместно с университетом реализация государственных инновационных проектов по обновлению материально-технической базы, развития инфраструктуры и улучшения социально бытовых условий научных сотрудников. Так, в рамках реализации начато строительство общежития квартирного типа на 250 мест, интегрированы информационные ресурсы (научные библиотеки организации), проводятся оснащение современными оборудованием и приборами 13 специализированных и 5 аналитических лабораторий.
За этот короткий период в научные лаборатории Центра пришли молодые перспективные ученые, многие из них повысили квалификацию на международных стажировках, обучились в ведущих мировых научных центрах. Хорошо владеют международным языком науки – английским. Так, со столичного агротехнического университета в Центре в целях усиления научного потенциала были приглашены на работу 15 научных кадров, среди которых 5 кандидатов и докторов PhD, 10 докторантов и магистрантов. Благодаря притоку молодых специалистов в центре возрос пул молодых ученых до 35%. Молодые научные сотрудники участвуют в конкурсах системы собственных научных грантов из внебюджетных средств университета. За эти годы количество молодых научных руководителей проектов грантового финансирования увеличилось в три раза. Реализация совместно разработанных с КАТУ практикоориентированных образовательных программ, основанных на собственных научных результатах и передовых научных достижениях, является одним из приоритетных направлений Программы развития предприятия.
Не менее значимыми являются совместные социальные проекты «Птица: от двора к столу», медоносный конвейер и др. инициированные молодыми учеными агротехнического университета, которые реализуются на базе нашего товарищества и с жителями Дамсинского сельского округа, где в основном проживают работники предприятия. Все эти инициативы широко функционирует Совет молодых ученых, их пул составляет 33% от общего количества научных сотрудников. Планируем к 2024 году довести этот показатель до 43%. функционирует Совет молодых ученых, их пул составляет 33% от общего количества научных сотрудников. Планируем к 2024 году довести этот показатель до 43%. поддерживаются самими сотрудниками Центра и населением близлежащих сел, которые являются получателями этих социальных услуг. Интересен и сам опыт социального партнерства в трудовом коллективе. Забота о всех, внимание к каждому проходят лейтмотивом ко всем социально ориентированным направлениям деятельности Центра. С каждым годом растет число отдохнувших в лучших санаторно-курортных лечебницах республики, индексируется социальный пакет, состоящий из более 10 социальных выплат.
Сплав научно-исследовательского потенциала и адаптация к современным вызовам и реалиям аграрного сектора экономики – основа уверенности в том, что тесный симбиоз НПЦЗХ и университета и впредь будет способствовать динамичному развитию аграрной науки.
Серекпаев Нурлан – председатель правления ТОО «НПЦЗХ им.А.И.Бараева», д.с.-х.н., профессор