Фермеры в недоумении — цены на льготное топливо поползли вверх
Фермеры в недоумении — цены на льготное топливо поползли вверх
В Союзе фермеров Казахстана недоумевают относительно роста цен на дизельное топливо. Казалось бы, льготная солярка должна была расходиться по 156 000 тенге за тонну, однако вместе с посевной выросли и цены.
Сегодня стоимость дизельного топлива на апрель-май установлена на уровне 161 000 тенге за тонну, то есть дороже на 5000 тенге. Телефонограмма с новыми расценками поступила в регионы из ведомства Каната БОЗУМБАЕВА, за подписью его заместителя. Причем, и эта цена не окончательная: чиновники не исключают, что солярка может подорожать ещё, в связи с «конъектурой рынка».
Кроме того, новостью для фермеров стал тот факт, что Шымкентский нефтеперерабатывающий завод будет остановлен на ремонт. Аккурат во время посевной, так что недостающий объем в 60-70 тысяч тонн, якобы, будет завезен из России, а российское топливо дороже. Отчасти этим и пытаются объяснить повышение цены. Чиновников Минсельхоза такое положение вещей если и не устраивает, но поделать они ничего не могут – разводят руками, так как НПЗ – не их участок работы.
— Мы уже обратились в Минсельхоз, мы обратились к депутатам Парламента РК, мы обратились на местах в филиалы партии «Нур-Отан», мы подготовили письмо в Минэнерго. Это какое-то издевательство над фермерами, а не поддержка. Мы всё надеемся на какую-то системность механизмов господдержки, на какую-то долгосрочную, хотя бы среднесрочную, то есть на ближайшие 3-5 лет, продуманную политику. Но на практике вообще уверенности нет ни в чём. Неопределенность пугает аграриев, да и вообще любой бизнес. Все вокруг дорожает, из-за чего растет себестоимость продукции, — считает глава Союза фермеров Казахстана Ауезхан ДАРИНОВ.
По словам главного фермера страны, из года в год рентабельность производства сельхозпродукции, как в растениеводстве, так и в животноводстве стремится к нулю из-за удорожания химии, электроэнергии, ГСМ, из-за роста цен на покупку и обслуживания сельхозтехники, дорогого кредитования.
К примеру, в «Обзоре рынка зерна в странах Евразийского экономического союза за 2010-2014 годы» авторы – эксперты Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приводят такие факты:
«Совокупные расходы на 1 га посевов в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросли на 30,7 процентов. При этом более всего выросли расходы на материалы (39,1%) и основные средства (33%)». В этом же обзоре говорится, в частности, что средства химической защиты растений подорожали за год на 70%, удобрения – на 50%, семена – на 15%, топливо – на 11%, расходы по транспортировке поле/зерноток – на 38%, расходы по ремонту и содержанию основных средств, а проще говоря сельхозтехники – выросли на 46% и так далее. При этом, отмечают в СФК – анализ делался на основе хозяйств Ставропольского края и Ростовской области. То есть необходимо учитывать технологическую отсталость казахстанских фермеров, даже от своих коллег из России и Белоруссии, не говоря уже о европейских или американских аграриях. То есть для отечественных фермеров удорожание себестоимости производства продукции сильнее сказывается на рентабельности.
— Союз фермеров Казахстана готов по любому из регионов сесть и предоставить расчеты себестоимости производства. Буквально на днях мы делали такие расчеты по трем зерносеющим регионам, то есть Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областям. Если в 2015 году цена на солярку была 84, 89 и 91 тенге за литр, соответственно, то сегодня цена топлива в названных регионах – 150, 151 и 152 тенге, соответственно. Как мы видим, рост составил 78% в Акмолинской области, в СКО – 69% и 67% в Костанайской области. Но это расчеты двухдневной давности. Сейчас мы должны брать уже новую стоимость. Так что удорожание будет более существенным, а значит вырастет и себестоимость. Мы готовы показать и доказать это всё документально, а где калькуляция от НПЗ и операторов? Почему государство и общество должно верить им «на слово»? — задается вопросом Ауезхан ДАРИНОВ.
Причем, как утверждают в СФК, о сложностях говорят даже не мелкие или средние хозяйства, а крупные, стабильные предприятия. К примеру, две недели назад – 28 марта, на агросовещании в Костанае Герой труда РК, уважаемый в стране человек сильный производственник Сайран Балкенович Буканов – директор ТОО «Каркын» отметил:
— Честно говоря, льгота сегодня имеет такое малое значение, что лучше бы ее и не было. Горючее дорожает такими темпами, что государству надо по-хорошему субсидировать не 10-15 тенге, а 30% от любой цены дизельного топлива, тогда будет смысл. И для снижения себестоимости продукции, и для внедрения новых технологий.
По расчетам агрария, расходы на топливо составляют в себестоимости от 20 до 30 процентов, поэтому любой рост стоимости ГСМ сказывается. Свои соображения относительно льготного топлива и расчеты авторитетный фермер уже направил на имя вице-премьера, министра сельского хозяйства Умирзака ШУКЕЕВА.
Есть в сельхозотрасли ещё один Герой труда РК, не менее уважаемый человек, которого, наверное, знают все – директор ТОО «Алтынсарино» Борис Павлович Князев. В декабре, выступая на отчетной встрече Союза фермеров Казахстана в Костанае и он поднял тему бесконечно растущих цен на ГСМ.
— Это я ещё подсчитал очень скромно и аккуратно. Поэтому, если в правительстве сегодня трезво не подумают, по какой же цене давать крестьянам горючее весной, обстановка будет не очень хорошая. Я не сгущаю краски, — сообщил Борис Павлович.
По его словам, от продажи 100 тысяч тонн зерна предприятие имеет 4 млрд тенге выручки. Хозяйству необходимо 6 тысяч тонн горючего, а еще масла, солидол. Прибавим сюда же электроэнергию, итого энергоносители по самым скромным подсчетам – 1,5 млрд тенге. Еще 1 млрд тенге уходит на заработную плату работников – их в ТОО «Алтынсарино» 750 человек. Еще около 1 млрд. тенге уходит на приобретение запасных частей. Один только «бюллеровский» баллон стоит почти 500 тысяч тенге. Есть ещё налоги — около 560-580 млн тенге. В итоге, на развитие бизнеса уже ничего не остается.
— Взять для примера Павлодарский НПЗ, который за апрель-май должен поставить на рынок 137 000 тонн топлива. С учетом повышения цены на 5 тысяч тенге, завод дополнительно будет иметь 685 миллионов тенге выручки. Либо эта маржа пойдёт операторам? То есть мы, как потребители не видим, из чего все-таки состоит стоимость. Люди не вкладывая ничего, как говорится «на ровном месье» хотят «поймать» 685 миллионов тенге, и оплатить это вынуждены будем мы – фермеры. Мы готовы сесть за стол, обсудить, предоставить расчеты себестоимости и подтвердить их документально, но хотелось бы увидеть аналогичные расчеты и обоснование повышения цен на топливо, со стороны операторов и заводов — говорит представитель СФК по Осакаровсокому району Карагандинской области Ерлан ОСПАНОВ.
В СФК утверждают, что хотели бы видеть какой-то системный подход со стороны государства. Во-первых, чтобы в ближайшие 3-5 лет единожды было принято решение о субсидировании хотя бы 20% от рыночной цены на ГСМ на время посевной и уборочной. Во-вторых, необходимо пересмотреть объемы льготного топлива увеличив хотя бы до 500 тысяч тонн, так как многие современные технологические операции на полях весьма затратны в плане расходов топлива. К примеру, для выращивания кормовых культур расходы ГСМ выше намного. К тому же, при расчетах не учитываются разная удаленность полей. В-третьих, фермеры настаивают в предоставлении информации со стороны заводов и операторов, что конкретно «сидит» в стоимости топлива и чем объясняется ежегодный рост цен, так как каких-либо экономических предпосылок для роста цены просто-напросто нет, уверены в СФК. Соотношение доллара к тенге существенно не изменилось, как собственно, и стоимость нефти. Говорить о необходимости выравнивания цены с ценами в России – не совсем оправдано, так как Казахстан – суверенное государство, которое несмотря на общее экономическое пространство, само должно определять аграрную политику внутри страны, включая механизмы господдержки. Тем более, экономика России и экономка Казахстана не сопоставимы по своим размерам и возможностям.
А. КЕНЖЕ