За чей счет банкет?

Государство, финансовые институты, национальная палата предпринимателей и Союз фермеров Казахстана решают, кто будет оплачивать услуги электронного субсидирования? Деньги нужны немалые. Очередное обсуждение вопроса намечено на сегодня, 5 апреля, на площадке НПП, с участием регионов посредством видеосвязи.

Разработчиком сервиса электронного субсидирования в сфере АПК является крупнейший в стране оператор – АО «Транстелеком». Понятно, что делать этого бесплатно он не будет. И уже на стадии обсуждения электронного субсидирования вопрос оплаты поднимался неоднократно.

При этом, система субсидирования размещена на цифровой платформе Qoldau.kz, владельцем которой является АО «Информационно-учетный центр». Именно их специалисты обеспечивают бесперебойную работу сервиса, претворяя в жизнь новую для всех систему электронного субсидирования.

Дело это отнюдь не простое. Корпоративный чат в WhatsApp, созданный для обсуждения всех проблемных вопросов ежедневно пестрит десятками, сотнями сообщений схожими с фронтовыми сводками. Даже в нерабочее время. В выходные. С каждого региона поступают просьбы исправить что-то в ручном режиме.

«КХ ввело не те реквизиты, как исправить?!», «ТОО переоформляло земли, но в кадастре они до сих пор не отображаются. Что делать?», «По паспорту грузоподъемность 1,5 тонны, но система не принимает», «Нет в нормах внесения удобрения кг/га под овощные культуры открытого и закрытого грунта данного удобрения» и так далее и так далее. Вопросы возникают всякие разные, начиная от вопросов земельного кадастра до норм внесения удобрений или технических паспортов сельскохозяйственной техники. По большей части трудности возникают при интеграции нескольких систем, с тем же земельным кадастром, к примеру.

«Все мы понимаем, что система только внедряется и вопросов возникает очень много. Необходимо это пережить, перетерпеть, в усиленном режиме отработать всё. Другого пути для внедрения столь масштабных продуктов просто нет. Но, когда все будет отработано ни у государства, ни у фермеров не будет необходимости ежегодно запускать для субсидирования большой бюрократический механизм. Будет обеспечена прозрачность, минимизированы коррупционные риски и сроки субсидирования существенно сократятся. Вспомните, аналогично была и критика, и недовольство, и проблемные вопросы технического плана возникали, когда мы внедряли электронные зерновые расписки, но сейчас ЭЗР – очень удобный инструмент для любого агрария и для государства», — обнадеживает оптимизмом главный специалист АО «Информационно-учетный центр» Азамат КУРМАНОВ.

Изначально предполагалось, что оплата за пользование системой субсидирования будет взиматься с финансовых операторов и вообще поставщиков товаров и услуг для фермеров, в том числе услуг финансовых.

Фермер покупает в кредит трактор. Условно говоря, выплата процентной ставки при кредитовании составляет 400 тенге. Фермер берет данный трактор в лизинг или кредит через банк и государство субсидирует ему 25% или 100 тенге. Из этих 100 тенге 10% или 10 тенге идет банку, за оказание им финансовой услуги. Предполагалось, что именно из этих 10 тенге 1 тенге банк должен будет платить за пользование системой электронного субсидирования операторам и держателям платформы, то есть АО «Транстелеком» и АО «Информационно-учетный центр».

Такая схема не предполагала нагрузки ни на государство, ни на аграриев. Однако, банки отказались.

Через Ассоциацию финансистов Казахстана, председателем совета которой является Елена Бахмутова, возглавлявшая когда-то Агентство по регулированию финансового рынка (АФН), банки обратились в Министерство сельского хозяйства РК и НПП «Атамекен». Основной посыл — банки кредитуют фермеров за свой счет, а субсидии – это лишь поддержка со стороны государства, которую банки обязаны перечислять фермеру в полном объеме. То есть, все комиссии лягут в конечном итоге, на агрария и его проект.

На практике схема выглядит немного иначе. Когда фермер обращается за кредитованием, часть процентов которого покрывается за счет субсидий, банк открывает так называемый эскроу счет. Государственные деньги, то есть субсидии поступают именно на этот счет. Через какое-то время, когда фермер погашает кредит – он уплачивает только часть процентов по кредиту – остальные 10% списываются в пользу банка именно с этого эскроу счета. То есть, банки не намерены отдавать 1% от этих 10% операторам внедряемой системы электронного субсидирования. Из-за чего градус обсуждения все растет. Сегодня, 5 апреля, этот вопрос намерены обсудить на площадке НПП.

Один из вариантов финансирования электронной системы субсидирования – оплата со стороны аграриев – то есть получателей государственных субсидий. Уже подсчитали, таковых по стране около 50 тысяч, и каждому из них необходимо будет платить 3 МРП в год – это на сегодня 7 575 тенге.

Это одновременная оплата для всех видов субсидий, то есть для получения субсидий на удобрения или инвестиционных субсидий не нужно будет оплачивать эту комиссию дважды. Казалось бы, 7575 тенге, сумма небольшая для отдельно взятого фермера, но таким образом будет аккумулироваться около 370-400 млн. тенге, которые и будут идти на обеспечение работы системы электронного субсидирования.

Будут ли платить эти деньги аграрии? Все зависит от итогов переговоров и обсуждения. Насколько принципиальными и профессиональными окажутся представители сторон, в частности, НПП и Союза фермеров Казахстана отстаивающие интересы аграриев.

 Пресс-служба АО «Информационно-учетный центр»